Молчание не всегда знак согласия.
Что ж, кажется наконец я созрела написать подобие обзора на «Воды Марса». Для начала считаю нужным сделать следующие оговорки:
-- во-первых, конечно эта серия не о героях-первопроходцах-покорителях-Марса, а о Докторе, о том, что происходит у него в душе. Героическая эпопея Аделаиды Брук и ее команды всего лишь фон, хотя история вообще-то очень интересная сама по себе, то есть экшен в серии превосходный просто, но тем не менее, он откровенно второстепенен. Все события и все участники действия на станции показаны исключительно через призму восприятия самого Доктора, который «решил немного прогуляться» и как обычно по уши влип;
-- во-вторых, эта серия еще и о том, что сверхмогущественные силы не могут использовать во благо даже те, кто способен ими повелевать.
читать дальшеИз отзывов зрителей ясно, что впечатления от эпизода сильные, но очень неоднозначные. Думаю это происходит потому, что эта серия в одном весьма важном, если не глобальном аспекте напоминает третий сезон Торчвуда: она превосходно снята, сценарий, режиссерская и актерская работа -- все на высоте, НО! Если в третьем сезоне Торчвуда РТД заставил нас усомниться в непобедимости и несгибаемости Джека Харкнесса, фактически «развенчав» сложившийся в умах зрителей стереотип «всесильного героя», то в «Водах Марса» он пусть не столь беспощадно, но по сути очень похоже поступает с Доктором, возможно впервые за всю историю сериала показывая насколько тяжел крест спасителя мира. По сути, в этом эпизоде нам объяснили, достаточно популярно, какую на самом деле цену платит Доктор за свое внешне такое беспечное существование и насколько это тяжело, имея возможности почти божественные, оставаться просто человеком, пусть не обычным, но все-таки в первую очередь человеком, а потом уже богом и кем-то там еще.
Ведь если вдуматься, в чем главное отличие Доктора от Мастера, да и от остальных его соплеменников? Желание не быть Богом. Доктор обладает возможностями богов, он может решать судьбы мира (ему нужно всего шесть слов, чтобы свергнуть правительство), но крайне редко это делает вообще, а уж в глобальном смысле тем более -- с его слов мы знаем только один случай, когда он пошел против своей натуры и «ударил» по полной, я имею в виду уничтожение цивилизаций далеков и Повелителей Времени в ходе Временной войны. И именно этот поступок, кстати говоря, является не последней причиной того душевного кризиса, который настигает Доктора в финале четвертого сезона, после событий эпизода «Конец путешествия», по ходу которого он фактически теряет все те нити, которые худо-бедно связывают его с жизнью -- у Джека, Марты, Сары-Джейн и Микки своя жизнь, Донна больше не может с ним оставаться, а Розу он на этот раз оставляет сам ради ее же блага (хотя «благо» это весьма спорно). В итоге, как Доктор сам признается в эпизоде «Следующий Доктор», его сердце разбито и он начинает уже сознательно избегать возникновения любых новых привязанностей -- Кристина де Суза в эпизоде «Планета Мертвых» могла бы стать для него отличным компаньоном, но Доктор ей отказывает и говорит, что больше никогда не рискнет связать свою жизнь с кем-либо, забывая собственные же слова, сказанные Розе в «Бойся ее» -- «никогда не говори никогда».
Суть создавшейся ситуации в том, что возможно боги и могут жить, не имея личных привязанностей, но поскольку Доктор не желает быть богом, то ему, как любому живому существу, необходимо кого-то любить, чтобы чувствовать себя живым, и отказавшись от этого он начинает терять себя, свою личность, медленно, но верно превращаясь из несовершенного, но доброго и мудрого Повелителя Времени с человеческим лицом в этакого гениального безумца, способного практически на что угодно ради того, что ему на данный момент кажется добрым и правильным -- зрелище, прямо скажем, достаточно тяжелое и неприятное.
Мы знаем, что по ходу существования и развития цивилизации Повелителей Времени на Галлифрее был -- как я предполагаю, ценой горького опыта -- выработан целый свод законов, регулирующий вмешательства в ход истории. В частности, запрещено изменять свое личное прошлое, «пересекать свою личную временную линию» из-за риска возникновения парадокса (события эпиода «День Отца»), и запрещено изменять некоторые ключевые исторические события, «фиксированные точки» во времени, являющиеся базовыми «опорами» в существующей истории Вселенной. Доктор, при всем его внешнем легкомыслии, к этим законам всегда относился с огромным уважением, так, например, он никогда не делал попыток изменить свое прошлое и вернуть Галлифрей, или изменить события в какой-либо «фиксированной точке» времени в первую очередь, конечно, потому что в отличие от Мастера не был безумцем и сознавал, к каким трагическим последствиям может привести подобное поведение, но не в последнюю очередь также и потому, что не хотел подвергать опасности всех тех, к кому привязался за время своей жизни на Земле.
Если честно, мне всегда казалось, что это равновесие в голове Доктора весьма прочное -- я имею в виду, его убежденность и желание следовать законам Галлифрея даже тогда, когда некому контролировать их соблюдение, то есть, по-простому говоря, некому дать по башке за их нарушение -- но как оказалось, я ошибалась. РТД сумел убедить, что Доктор очень даже способен на безумные поступки, если выбить у него почву из-под ног. Также мне всегда казалось, что этой почвой для Доктора является прежде всего чувство долга перед погибшими соплеменниками -- как он сказал лицу Бо: «это заставляет меня выживать», имея в виду что сознание того факта, что он остался единственным, последним представителем уникальной и сверхмогущественной расы, и следовательно есть во вселенной вещи, которые подвластны лишь ему, и никому больше, заставляет его продолжать жить и бороться не ради себя, а ради мира. Однако, после серии «Воды Марса» мне пришлось осознать свою ошибку -- можно верить в то, что ты живешь ради каких-то великих целей, но жить ради них... ну может быть кто-то способен на это, в теории, но на практике пока таких людей не попадалось, и Доктор тоже, как выясняется, не из их числа. Короче просто все -- мы живем ради тех, кого любим. Отбери у нас все эти мелкие привязанности, всех наших надоевших знакомых, опостылевших родственников, таких ненужных назойливых друзей и все потеряет смысл, ничто не будет нужно. Именно это и происходит с Доктором: он всех потерял, ВСЕХ, а самое главное, он потерял желание искать новые привязанности, и в результате ему больше незачем соблюдать законы, и его желание выжить, сохранить себя как последнего представителя Повелителей Времени из блага, из стимула мгновенно превращается в проклятие, потому что в его жизни больше нет того, что заставляло оставаться человеком не смотря ни на что.
Поэтому попав на Марс в день гибели капитана Аделаиды Брук и ее команды, Доктор сначала хочет просто убежать, чтобы не причинять себе боль, чтобы не видеть, как гибнут люди, которые ему глубоко симпатичны, а когда это не удается, то не выдерживает и пускается во все тяжкие, пытаясь изменить ход времени (фиксированную точку истории), чтобы спасти в общем-то чужих ему людей, и делает это потому, что в его жизни уже вообще ничего не осталось: Галлифрей погиб, а его друзей (Розы, Донны, Марты, Сары-Джейн и Джека) рядом больше нет. В итоге Доктор решает изменить историю вселенной ради собственной прихоти, и если бы не твердость духа капитана Аделаиды Брук и не любовь самого Доктора к красивой болтовне, кто знает, может быть у него бы все получилось.
В общем, его конечно же жаль. Особенно тяжело мне (лично) почему-то было видеть, как Доктор испуган, когда понимает, что скоро погибнет -- никогда раньше мы его не видели таким трясущимся от страха при угрозе собственной жизни, он всегда боялся за других, за тех кто был ему дорог, и всегда был готов рискнуть собой ради того, чтобы избежать насилия или просто поступить правильно («Пути расходятся», «Рождественское вторжение», «План Сонтаранцев» и др.), а тут вдруг этакая буквально «тварь дрожащая», со слезами ужаса восклицающая: «Что, уже пора? Время пришло?» -- и это Доктор, который, подчеркиваю, никогда раньше не боялся смерти. Я думаю дело в том, что он чувствует пустоту в своей жизни, поэтому и смерть оказывается такой страшной -- ведь одно дело пожертвовать собой, чтобы спасти чью-то жизнь, и совсем другое просто умереть ни ради чего, а потому что кто-то «наверху» прочитал незримый приговор. После разрыва связей с теми, кого Доктор любил, в его жизни не осталось ничего, что могло бы вернуть ей утраченный смысл, поэтому он за нее и держится так отчаянно, ведь умирать с пустотой в душе очень, очень страшно, а душа Доктора сейчас пуста.
Увы, сломленный духом Доктор зрелище не самое приятное, и по большому счету, как это часто бывает при первом просмотре эпизодов РТД, сложно сказать, чего больше хочется -- дать ему (РТД) по морде или поклониться в ножки. Впрочем, наверное я лично уже дошла до той стадии обожания этого редиса (простите, нехорошего человека), когда хочется скорее поклониться, чем в морду давать. Мы слишком разбаловались коммерческим «искусством», мы отвыкли от того, что герои должны быть прежде всего живые, а значит они могут страдать и совершать весьма далекие от идеала поступки, вот в чем штука. Поэтому когда видишь такого вот «распустившего сопли» Доктора, то становится как-то не по себе и сильно, НО! происходит то это потому, что ты смотришь и ВЕРИШЬ в то, что так МОЖЕТ БЫТЬ. Если бы происходящее не задевало душу, то и сопереживания бы не было. Так что я наверное, все-таки, в сумме воспринимаю эпизод «Воды Марса» положительно -- снят он зашибенно, и характер главного героя (Доктора) выдержан, т.е. в его развитии не допущено логических противоречий, а то что нам бы хотелось, возможно, увидеть другого Доктора, это так сказать наши личные зрительские сложности, автора за это несовпадение освистывать будет несправедливо. Кроме того, история еще не завершена, и мы не видели финала, т.е. регенерации.
На этом пожалуй все пока.
-- во-первых, конечно эта серия не о героях-первопроходцах-покорителях-Марса, а о Докторе, о том, что происходит у него в душе. Героическая эпопея Аделаиды Брук и ее команды всего лишь фон, хотя история вообще-то очень интересная сама по себе, то есть экшен в серии превосходный просто, но тем не менее, он откровенно второстепенен. Все события и все участники действия на станции показаны исключительно через призму восприятия самого Доктора, который «решил немного прогуляться» и как обычно по уши влип;
-- во-вторых, эта серия еще и о том, что сверхмогущественные силы не могут использовать во благо даже те, кто способен ими повелевать.
читать дальшеИз отзывов зрителей ясно, что впечатления от эпизода сильные, но очень неоднозначные. Думаю это происходит потому, что эта серия в одном весьма важном, если не глобальном аспекте напоминает третий сезон Торчвуда: она превосходно снята, сценарий, режиссерская и актерская работа -- все на высоте, НО! Если в третьем сезоне Торчвуда РТД заставил нас усомниться в непобедимости и несгибаемости Джека Харкнесса, фактически «развенчав» сложившийся в умах зрителей стереотип «всесильного героя», то в «Водах Марса» он пусть не столь беспощадно, но по сути очень похоже поступает с Доктором, возможно впервые за всю историю сериала показывая насколько тяжел крест спасителя мира. По сути, в этом эпизоде нам объяснили, достаточно популярно, какую на самом деле цену платит Доктор за свое внешне такое беспечное существование и насколько это тяжело, имея возможности почти божественные, оставаться просто человеком, пусть не обычным, но все-таки в первую очередь человеком, а потом уже богом и кем-то там еще.
Ведь если вдуматься, в чем главное отличие Доктора от Мастера, да и от остальных его соплеменников? Желание не быть Богом. Доктор обладает возможностями богов, он может решать судьбы мира (ему нужно всего шесть слов, чтобы свергнуть правительство), но крайне редко это делает вообще, а уж в глобальном смысле тем более -- с его слов мы знаем только один случай, когда он пошел против своей натуры и «ударил» по полной, я имею в виду уничтожение цивилизаций далеков и Повелителей Времени в ходе Временной войны. И именно этот поступок, кстати говоря, является не последней причиной того душевного кризиса, который настигает Доктора в финале четвертого сезона, после событий эпизода «Конец путешествия», по ходу которого он фактически теряет все те нити, которые худо-бедно связывают его с жизнью -- у Джека, Марты, Сары-Джейн и Микки своя жизнь, Донна больше не может с ним оставаться, а Розу он на этот раз оставляет сам ради ее же блага (хотя «благо» это весьма спорно). В итоге, как Доктор сам признается в эпизоде «Следующий Доктор», его сердце разбито и он начинает уже сознательно избегать возникновения любых новых привязанностей -- Кристина де Суза в эпизоде «Планета Мертвых» могла бы стать для него отличным компаньоном, но Доктор ей отказывает и говорит, что больше никогда не рискнет связать свою жизнь с кем-либо, забывая собственные же слова, сказанные Розе в «Бойся ее» -- «никогда не говори никогда».
Суть создавшейся ситуации в том, что возможно боги и могут жить, не имея личных привязанностей, но поскольку Доктор не желает быть богом, то ему, как любому живому существу, необходимо кого-то любить, чтобы чувствовать себя живым, и отказавшись от этого он начинает терять себя, свою личность, медленно, но верно превращаясь из несовершенного, но доброго и мудрого Повелителя Времени с человеческим лицом в этакого гениального безумца, способного практически на что угодно ради того, что ему на данный момент кажется добрым и правильным -- зрелище, прямо скажем, достаточно тяжелое и неприятное.
Мы знаем, что по ходу существования и развития цивилизации Повелителей Времени на Галлифрее был -- как я предполагаю, ценой горького опыта -- выработан целый свод законов, регулирующий вмешательства в ход истории. В частности, запрещено изменять свое личное прошлое, «пересекать свою личную временную линию» из-за риска возникновения парадокса (события эпиода «День Отца»), и запрещено изменять некоторые ключевые исторические события, «фиксированные точки» во времени, являющиеся базовыми «опорами» в существующей истории Вселенной. Доктор, при всем его внешнем легкомыслии, к этим законам всегда относился с огромным уважением, так, например, он никогда не делал попыток изменить свое прошлое и вернуть Галлифрей, или изменить события в какой-либо «фиксированной точке» времени в первую очередь, конечно, потому что в отличие от Мастера не был безумцем и сознавал, к каким трагическим последствиям может привести подобное поведение, но не в последнюю очередь также и потому, что не хотел подвергать опасности всех тех, к кому привязался за время своей жизни на Земле.
Если честно, мне всегда казалось, что это равновесие в голове Доктора весьма прочное -- я имею в виду, его убежденность и желание следовать законам Галлифрея даже тогда, когда некому контролировать их соблюдение, то есть, по-простому говоря, некому дать по башке за их нарушение -- но как оказалось, я ошибалась. РТД сумел убедить, что Доктор очень даже способен на безумные поступки, если выбить у него почву из-под ног. Также мне всегда казалось, что этой почвой для Доктора является прежде всего чувство долга перед погибшими соплеменниками -- как он сказал лицу Бо: «это заставляет меня выживать», имея в виду что сознание того факта, что он остался единственным, последним представителем уникальной и сверхмогущественной расы, и следовательно есть во вселенной вещи, которые подвластны лишь ему, и никому больше, заставляет его продолжать жить и бороться не ради себя, а ради мира. Однако, после серии «Воды Марса» мне пришлось осознать свою ошибку -- можно верить в то, что ты живешь ради каких-то великих целей, но жить ради них... ну может быть кто-то способен на это, в теории, но на практике пока таких людей не попадалось, и Доктор тоже, как выясняется, не из их числа. Короче просто все -- мы живем ради тех, кого любим. Отбери у нас все эти мелкие привязанности, всех наших надоевших знакомых, опостылевших родственников, таких ненужных назойливых друзей и все потеряет смысл, ничто не будет нужно. Именно это и происходит с Доктором: он всех потерял, ВСЕХ, а самое главное, он потерял желание искать новые привязанности, и в результате ему больше незачем соблюдать законы, и его желание выжить, сохранить себя как последнего представителя Повелителей Времени из блага, из стимула мгновенно превращается в проклятие, потому что в его жизни больше нет того, что заставляло оставаться человеком не смотря ни на что.
Поэтому попав на Марс в день гибели капитана Аделаиды Брук и ее команды, Доктор сначала хочет просто убежать, чтобы не причинять себе боль, чтобы не видеть, как гибнут люди, которые ему глубоко симпатичны, а когда это не удается, то не выдерживает и пускается во все тяжкие, пытаясь изменить ход времени (фиксированную точку истории), чтобы спасти в общем-то чужих ему людей, и делает это потому, что в его жизни уже вообще ничего не осталось: Галлифрей погиб, а его друзей (Розы, Донны, Марты, Сары-Джейн и Джека) рядом больше нет. В итоге Доктор решает изменить историю вселенной ради собственной прихоти, и если бы не твердость духа капитана Аделаиды Брук и не любовь самого Доктора к красивой болтовне, кто знает, может быть у него бы все получилось.
В общем, его конечно же жаль. Особенно тяжело мне (лично) почему-то было видеть, как Доктор испуган, когда понимает, что скоро погибнет -- никогда раньше мы его не видели таким трясущимся от страха при угрозе собственной жизни, он всегда боялся за других, за тех кто был ему дорог, и всегда был готов рискнуть собой ради того, чтобы избежать насилия или просто поступить правильно («Пути расходятся», «Рождественское вторжение», «План Сонтаранцев» и др.), а тут вдруг этакая буквально «тварь дрожащая», со слезами ужаса восклицающая: «Что, уже пора? Время пришло?» -- и это Доктор, который, подчеркиваю, никогда раньше не боялся смерти. Я думаю дело в том, что он чувствует пустоту в своей жизни, поэтому и смерть оказывается такой страшной -- ведь одно дело пожертвовать собой, чтобы спасти чью-то жизнь, и совсем другое просто умереть ни ради чего, а потому что кто-то «наверху» прочитал незримый приговор. После разрыва связей с теми, кого Доктор любил, в его жизни не осталось ничего, что могло бы вернуть ей утраченный смысл, поэтому он за нее и держится так отчаянно, ведь умирать с пустотой в душе очень, очень страшно, а душа Доктора сейчас пуста.
Увы, сломленный духом Доктор зрелище не самое приятное, и по большому счету, как это часто бывает при первом просмотре эпизодов РТД, сложно сказать, чего больше хочется -- дать ему (РТД) по морде или поклониться в ножки. Впрочем, наверное я лично уже дошла до той стадии обожания этого редиса (простите, нехорошего человека), когда хочется скорее поклониться, чем в морду давать. Мы слишком разбаловались коммерческим «искусством», мы отвыкли от того, что герои должны быть прежде всего живые, а значит они могут страдать и совершать весьма далекие от идеала поступки, вот в чем штука. Поэтому когда видишь такого вот «распустившего сопли» Доктора, то становится как-то не по себе и сильно, НО! происходит то это потому, что ты смотришь и ВЕРИШЬ в то, что так МОЖЕТ БЫТЬ. Если бы происходящее не задевало душу, то и сопереживания бы не было. Так что я наверное, все-таки, в сумме воспринимаю эпизод «Воды Марса» положительно -- снят он зашибенно, и характер главного героя (Доктора) выдержан, т.е. в его развитии не допущено логических противоречий, а то что нам бы хотелось, возможно, увидеть другого Доктора, это так сказать наши личные зрительские сложности, автора за это несовпадение освистывать будет несправедливо. Кроме того, история еще не завершена, и мы не видели финала, т.е. регенерации.
На этом пожалуй все пока.

@темы: Фан-обзоры: Доктор Кто
сложно сказать, чего больше хочется -- дать ему (РТД) по морде или поклониться в ножки. Впрочем, наверное я лично уже дошла до той стадии обожания этого редиса (простите, нехорошего человека), когда хочется скорее поклониться, чем в морду давать. ППКС
Не повесите к нам в саопчиство?