Я вообще-то обзор писать не собиралась, не люблю кушать кактусы. Но потом вспомнила, сколько раз меня упрекали за то, что я критикую трейлеры и промо-фото, говоря, что нужно дождаться серии и уж потом делать выводы, хорошо это или плохо. Что ж, серию я посмотрела. Вердикт: да, плохо. Да, все что было в промо-материалах – чистая правда, и ничего кроме правды. Но так как быть голословной я не люблю, я перечислю все основные недостатки, ляпы, недочеты, косяки – а их немало – что я видела в серии. Хочу подчеркнуть, что это все-таки немного субъективная оценка и кому-то эти недостатки могут и не показаться недостатками.
Чтобы было проще воспринимать материал, я разбила все претензии на несколько категорий.
читать дальше
1. Работа с крупным кадром.
Если в сериях Рассела Т.Дэвиса (далее - Дэвиса) использование этого приема всегда было к месту и сделано шикарно, тот тут не оставляет постоянное ощущение того, что сделано все наспех и в расчете на быстрый эффект.
1.1. Девочка молится Санте (камера сфокусирована на ней), говорит о трещине в стене, поворачивает голову, чтобы посмотреть на стену, фокусировка на стену, показывают трещину, девочка отворачивает голову и опять фокусировка на ней. Для научно-популярных программ такое подойдет, но в художественном фильме смотрится очень натянуто.
1.2. Если Дэвис давал крупный план одних только глаз, то обычно это был кадр строго в анфас, либо очень короткий, практически секундный навод камеры. У Моффата же камера отслеживает медленное движение глаза, появление белка и еще красных прожилок, что выглядит весьма неэстетично.
1.3. Очень навязчиво демонстрируются роскошные ногти Эмили. Алый маникюр и правда очень красив, но сериал называется все же не "Секс в большом городе".
2. Штампы, трюизмы, банальности и приемы, рассчитанные на дешевый эффект.
2.1. Девочка молит Санту послать ей кого-то-там и ИМЕННО В ЭТОТ МОМЕНТ слышит звук паркующейся Тардис. Очень затертый штамп.2.2. Доктор, уверенным шагом направляющийся на ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ дело, врезается лицом в дерево. Штамп из самого примитивного мультика или комедии, но Мэтту не достает актерского мастерства и самоиронии, чтобы это выглядело изящно, а не вульгарно.
2.3. В сцене с "дегустацией", где Доктор с кислым видом обозревает кухню и плюется то яблоками, то йогуртом, он выглядит просто невоспитанным люмпеном. И опять же, ему недостает класса очаровательно-небрежного Доктор-Теннанта, который умудрялся в смокинге есть руками и выглядеть превосходно.
А вообще ничего так ситуация, да? Пришел в чужой дом, маленький ребенок ему из своих запасов сготовил несколько блюд, а он очень демонстративно все это выплевывает и выбрасывает. Да, Доктор может быть невоспитанным, но они, простите, не быдло какое!
2.4. Очень-очень-очень необычный вкус Доктора, который с аппетитом ест рыбные палочки со сладким кремом - а у зрителя автоматически рвотный рефлекс срабатывает. Это тоже крайне примитивный способ подчеркнуть, что Доктор весь из себя необычный. Кстати, Доктору Дэвиса такие уловки были ни к чему, у него аура "внеземности" вполне успешно создавалась при помощи игры и природной харизмы.
2.5. Доктор говорит Эми: "Знаешь, как бывает, когда взрослые говорят тебе, что все будет хорошо, а ты понимаешь, что они врут?" - "Да" - "Все будет хорошо!" Затасканный в американских фильмах прием.
2.6. Некто, бьющий Доктора чем-то по лицу (самого "некто" мы не видим), и тут же идет крупный план потерявшего сознание Доктора - тоже типично голливудский прием.
2.7. Представление зрителю Эми начинается с демонстрации ее длинных ножек. Это тоже весьма распространенный в Голливуде прием, который используют в представлении либо записных красоток, либо нахальных девочек-подростков. Этот фильм точно снимали в Англии?
2.8. Тупость то ли самого Доктора, то ли расчет на тупость зрителя, не видевшего спойлеры - Доктор "узнает", кто такая Эми, минут через десять экранного времени, в то время как совершенно очевидно, что девушка и есть Эми. Или зрителю дают понять, что они умнее аж самого Доктора? Да и само представление с ором на повышенных тонах "Почему ты сказала шесть месяцев?" - "А почему ты сказал через пять минут?", и опять же редкая клюква: о Самом Важном, то бишь о том, кто есть Эми, зритель (или Доктор) узнает так вот абсолютно неожиданно. Не говоря уже о том, что вся сцена явный "косплей" с перепалок 10 и Донны.
2.9. Фраза "Этот парень знает что-то об Амели Понд" вообще убила. Опять же, призванная запутать зрителя, она абсурдна с точки зрения логики: Эми живет тут уже много лет, так что совершенно естественно для влезшего в дом злоумышленника знать ее имя. Почему, изображая вызов группы поддержки, она до этого не додумалась – непонятно.
2.10. Представление Эми-киссограмы. Эффектное снятие шляпы и шикарная рыжая грива - зачем это? Как будто у женщины-полицейской не может быть приличных волос на голове. Опять же, рассчитано на дешевый эффект.
2.11. Спонтанно возникшая "химия" между Доктором и Эми. Давят на эту тему колоссально, чего стоят постоянные взгляды глаза в глаза на расстоянии пары сантиметров, таскание за галстук или попытка Доктора привести в чувство упавшую в обморок Эми. Или, допустим, Эми, которая на глазах у Рори жадно разглядывает зад Доктора и даже не стесняется этого.
2.12. Разговор про прудик для уток. Попытка сымитировать фирменный приемчик Дэвиса - во время пиковой ситуации завести разговор о какой-нибудь ерунде. В первый просмотр прокатит. Во второй – уже очень резко бьет в глаза своей ненужностью, потому что Мэтту для таких финтов элементарно не хватает куража.
2.13. Внутримозговое сканирование Доктором окружающей местности: под щелчки клавиатуры камера быстро облетает всю площадку - в Матрице подобное смотрелось бы неплохо, в Докторе выглядит чужеродно и нелепо.
2.14. Мыслеформа в образе женщины с двумя девочками. Едва она возникает в коридоре, сразу понятно становится, что это и есть монстр. Причем такой штампованный ход еще и очень затянут во времени.
2.15. Знакомство Доктора с Тардис. Вместо того, чтобы зрителю просто продемонстрировать ее, нам показывают Доктора, с восторгом взирающего на ее содержимое, чтобы заинтриговать и еще исподволь внушить, что Тардис и в самом деле теперь крутая. Проще говоря, откровенно навязывают зрителю мнение о предмете через главного персонажа. Не могу снова не вспомнить Дэвиса - он никогда не опускался до таких низменных уловок.
2.16. Последний кадр серии – свадебное платье, попытка заинтриговать зрителя, которая явно не удалась. Понятно же, что никакой свадьбы не будет: Доктор либо привезет ее назад на год позже, чем обещал, либо сама Эми передумает выходить замуж, пока будет путешествовать в Тардис.
3. Отчаянная экономия -– тот самый обещанный урезанный бюджет.
3.1. Сцены в больнице, где происходит половина действия - в уныло однотипных бирюзово-белых цветах. Нечто похожее было и у Дэвиса в "Новой Земле" – но там, хотя больница и инопланетная, кипела жизнь. Здесь же ощущение, что действие происходит в морге - нет статистов, массовки, движения, количество персонажей в кадре строго дозировано, что было бы нормально, допустим, для космического корабля, но не для переполненной пациентами земной больницы. Опять же, вспомните больницу в "Смит и Джонс", где были люди и палитра была естественной, а не состояла из всего трех цветов: бирюзового, голубого и белого. Они хорошо сочетаются, да, но когда из них состоит весь пейзаж и такой пейзаж длится минут двадцать – это ужасно угнетает.
3.2. Звезда с глазом в небе, сверкающая так, словно сделана из самой дешевой фольги - ненатуральность так и бросается в глаза, на крупных планах особенно.
3.3. Ужасающее цветовое решение Тардис. Полнейшая недоработка, точнее полное отсутствие работы над важнейшей декорацией сериала - все такое оранжевое и блестящее, что буквально после трех секунд перестаешь что-либо замечать, кроме светящихся пятен в глазах.
4. Бесконечные повторы, которые пытаются преподать как отсыл к старым сериям, но которые выглядят как вульгарный плагиат.
4.1. Неожиданное Появление Доктора. Было такое, один в один, в серии "Соучастники" - Моффату явно нравится пара Доктор-Донна. Мне она тоже нравится, но только не в таком "переложении".
4.2. Нарочитая неуклюжесть Доктора, который вечно падает в самый неожиданный момент. Именно так Десятый вываливается из Тардис к ногам обалдевших Микки и Джеки – только если у очень пластичного Дэвида это вышло очаровательно и было только один раз за все три сезона, то несколько угловатый Мэтт, постоянно валящийся с ног, выглядит просто нелепо.
4.3. Золотые облачка изо рта перерожденного Доктора. Возможно, после того, как Дэвис ввел это в сериал, выдыхание излишков энергии после сложной регенерации и можно считать каноном, но в данном конкретном случае у зрителя возникает слишком много ненужных ассоциаций и лучше было бы без этого обойтись, тем более что никакой сюжетной необходимости в таком "выдыхании энергии" нет.
4.4. Фраза про плохие бобы. Она стала, можно сказать, крылатой после третьего сезона Торчвуда, но если там была нежная ирония, то вкупе с выблеванной в раковину фасолью - вульгарна, и не понятно, сделал Моффат этот ляп по недомыслию, или специально, чтобы уязвить поклонников Джанто лишний раз.
4.5. Непосредственно история знакомства Эми и Доктора - сплошной самоповтор истории с мадам Помпадур (Девочка в камине), откуда убраны-добавлены лишь пара деталей. Даже "король" есть -– Рори то есть.
4.6. Часы над плитой и быстрое течение времени. Этот прием только ленивый не использовал –- дать понять, что прошло время, сдвинув стрелки на несколько часов.
4.7. Джаграфа из "Долгой игры" – почти копия монстра из этой серии.
4.8. Звезда с глазом – мало того что сверкает вульгарно, так еще к тому же очень-очень похожа на корабль арахноидов.
4.9. Основной сюжет серии - интергалактическая полиция ищет в больнице внеземную форму -– почти копия сюжета серии "Смит и Джонс".
4.10. Предфинальный разговор с глазом в небе –- точно так же в "Рождественском вторжении" едва регенерировавший Десятый Доктор велел запомнить монстрам Сикоракса, что Земля под защитой. Только он при этом в три раза меньше выпендривался.
5. Ляпы, ошибки, откровенные недочеты.
5.1. Я понимаю, конечно, в Тардис иная физика, чем на Земле. Но! Доктор прыгает в будку, лежащую на земле, таким образом, что движение его направлено к противоположной от выхода стене. То есть даже допустив, что пол у Тардис по особому сконструирован, в таком прыжке он должен был бы впечататься со всей силы в стену, но никак не упасть в бассейн, о чем нам сообщил плеск воды.
5.2. Чемодан. У девочки под кроватью, даже не в шкафу, лежит довольно вместительный чемодан, словно она не дома живет, а в отеле остановилась на два дня. Но я понимаю, зачем там чемодан, вытаскивать его из шкафа было бы куда менее эффектно.
5.3. Эми, как выясняется, киссограмма, а не полицейский. Хорошая же сила у девушки, если она дотащила тяжелого мужика до другой комнаты и пристегнула наручниками. Кстати, это второй вопрос – зачем киссограмме наручники? Или это уже к услугам за дополнительную цену?
5.4. Почему Доктор так долго ковырялся в наручниках своей отверткой, вместо того, чтобы попросить Эми их открыть ключами? Или у нее их в принципе нет?
5.5. Доктор пишет вирус на мобильном телефоне. Он колдун? Даже самый крутой программист не в состоянии создать вирус, нажав пару кнопок на мобильнике – а стало быть, без магии не обошлось.
6. Эксплуатация гей-темы.
Взгляды глаза в глаза с Джефом, что при встрече, что при работе за компьютером. Тоже самое и с Рори. Нечто такое было и у Дэвиса, но точно не с первой серии и не в такой концентрации.А главное, в Докторе Дэвиса не было и намека на вторжение в личную жизнь персонажей, тогда как Одиннадцатый сходу влепляет Джефу: "Найди себе подружку" и на прощание советует почистить историю в браузере.
Кажется, Моффат собирался сделать сериал "более детским"?
7. Музыка.
Красивые композиции Мюррея Голда никуда не делись, но если раньше музыка очень органично дополняла действие, то теперь она его просто забивает. Забирает на себя все внимание, отвлекая от мельтешения на экране. И героическая музыка в исполнении оркестра от Мюррея совершенно не сочетается с молодежным, очень легкомысленным и поверхностным стилем серии.